В Госдуме приняли законопроект по акватории Северного морского пути

Государственная Дума России в окончательном чтении приняла правительственный законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути (СМП)». Документ разработан для принятия мер по обеспечению безопасности судоходства в акватории Северного морского пути. Они включают навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение, а также обеспечение ледокольной проводки судов, ледовой лоцманской проводки и проводки по рекомендованным маршрутам в акватории Северного морского пути. «Положения законопроекта направлены на приведение в соответствие системы управления Северным морским путем Морской доктрине Российской Федерации в части обеспечения национальных интересов в Арктике», - заявил глава Комитета Госдумы РФ по транспорту Евгений Москвичев. Документ также направлен на централизованное управление транспортной системой СМП, обеспечение безопасности мореплавания и защиты окружающей среды Арктического региона, ледокольного обслуживания и предоставления равного доступа заинтересованным перевозчикам, в том числе иностранным.

Основополагающим документом, определяющим национальную морскую политику России, является «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года». В ней указаны задачи, стоящие перед страной в Арктике. Так, Федерация должна исследовать и осваивать Арктику с ориентацией на развитие экспортных отраслей хозяйства, обеспечивать национальные интересы России в отношении Северного морского пути и ледокольное обслуживание, сохранение мирового лидерства в строительстве и эксплуатации атомных ледоколов. В доктрине уточняется государственное финансирование затрат на содержание, строительство и эксплуатацию ледоколов и транспортных судов ледового класса, в первую очередь, с атомными энергетическими установками, создание специализированной системы базирования. В ней также говорится о консолидации усилий и ресурсов федерального центра и субъектов для развития арктического судоходства, морских и речных устьевых портов и осуществления северного завоза.

Необходимость реформирования системы управления Северным морским путем связана с тем, что существующая система управления ледокольными операциями на Северном морском пути противоречит положениям Морской доктрины РФ. В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что национальная транспортная коммуникация России в Арктике - Северный морской путь - оказалась под управлением компаний-судовладельцев ледокольного флота, распоряжающихся ледоколами на условиях доверительного управления или аренды. До 2003 года арктический ледокольный флот и обеспечивающие арктическую навигацию службы содержались за счет двух финансовых источников: федерального бюджета и поступлений от оплаты услуг ледокольного флота. Однако с переходом на финансирование содержания атомных ледоколов и судов атомно-технологического обслуживания из одного источника, тарифы оплаты пользователями услуг атомного ледокольного флота существенно повышены и продолжали ежегодно повышаться в связи с инфляцией и быстрым ростом цен на ядерное топливо. Отчасти именно из-за этого крупнейшие ресурсодобывающие компании, работающие в Арктике, за счет собственных средств приступили к дорогостоящим проектам по строительству транспортных судов усиленного ледового класса для транспортировки своей продукции, а также ледоколов-снабженцев для обеспечения безопасной работы терминалов и нефтедобывающих платформ. В связи с планами Российской Федерации по освоению шельфовых арктических месторождений значение Северного морского пути в будущем будет только увеличиваться.

Депутаты считают, что сегодня роль государства на Северном морском пути ослаблена. Реальных действий по реализации задач Морской доктрины в Арктике не предпринимается. Для создания конкурентных условий, а также учитывая геополитическое и оборонное значение Северного морского пути, инфраструктура арктической морской транспортной системы должна финансироваться за счет государства.

Представляя законопроект перед окончательным чтением, Евгений Москвичев подчеркнул, что его принятие позволит создать единую систему управления в акватории Северного морского пути. Закон позволит создать современную инфраструктуру, обеспечивающую безопасные условия плавания судов в арктических морях, включая навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение, а также ледокольное сопровождение.

Артем Амелин, ИА «Север-Пресс»