ТПП Северных регионов обсудили положение дел в Арктике в ходе бизнес-саммита

В Архангельске прошел саммит ассоциации торгово-промышленных палат северных (приполярных) территорий и зоны Арктики. Представители Санкт-Петербурга, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, Республики Саха-Якутия, Мурманской и Архангельской областей обсудили вопросы развития транспортной инфраструктуры на Севере и в зоне Арктики и проблемы развития предпринимательства в условиях Крайнего Севера, в приполярных территориях.

- Обсуждая вопросы развития приполярной зоны в рамках ассоциации торгово-промышленных палат, мы не только выявляем проблемы комплексного развития Севера и Арктики, но и формулируем варианты их решения, - отметил заместитель губернатора Архангельской области Сергей Ковалев. - Так, ассоциацией активизирована работа по экспертному контролю грузов, доставляемых в пределах регионов Севера и Арктики, налажено сотрудничество с учебными заведениями по вопросам подготовки кадров для работы в условиях Арктики, развиваются контакты с бизнес-партнерами из Канады, Норвегии, Финляндии, Великобритании.

По мнению министра экономического развития Архангельской области Евгения Михайловского, потенциал у региона в развитии освоении арктических территорий есть. Однако ведение дел на Севере осложняется многими факторами. Так, среднегодовая температура в области - минус один градус, слабо развита транспортная инфраструктура, а энергетическая составляющая очень высока. Среднегодовой расход электроэнергии на одного жителя - 7 452 киловатта при тарифе 5,51 рублей за киловатт в час. К примеру, в Санкт-Петербурге эта цифра составляет 3,61 рубля за кВт/ч.

- Говоря о бизнес-проектах, свою роль мы видим в том, чтобы нивелировать те расходы, которые изначально выпадают на долю предпринимательства на Севере, - заявил Евгений Михайловский.

Директор технопарка "Ямал" Юрий Михайлович Золотов выступил с презентацией о деятельности технопарка и инновационных проектах. Информация вызвала интерес со стороны участников саммита, особенно по проектам энергосбережения и получения новых материалов из полезных ископаемых, добываемых на месторождениях Крайнего Севера. 

Особые надежды представители власти и бизнеса связывают с возрождением Северного морского пути (СМП). По мнению экспертов, это даст толчок для развития приарктических территорий и привлечет инвестиции в регионы. По данным, которые привел президент Северной торгово-промышленной палаты Анатолий Глушков, в 2010 году по СМП было совершено только четыре рейса, в прошлом году их количество возросло до 34.

Эксперты отмечают, что в условиях предполагаемого активного участия России в формировании международных транспортных коридоров возрастает потребность в создании масштабных транспортно-логистических проектов на внутренних водных путях, таких, как развитие транспортной системы Енисей - СМП, транспортных коридоров "река-море-железная дорога". По мнению комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, развитие таких проектов помогло бы существенно снизить транспортные издержки предприятий и организаций, работающих в северных регионах.

Также на саммите были затронуты вопросы функционирования малой авиации в условиях Крайнего Севера, ремонта и реконструкции автомобильных дорог.