Как будут отбираться программы инновационных территориальных кластеров?

Минэкономразвития России опубликовало ответы на часто задаваемые вопросы о конкурсном отборе программ развития инновационных территориальных кластеров.

В: Как будет организован процесс конкурсного отбора, в частности экспертизы программ развития инновационных территориальных кластеров?
О: Экспертиза программ будет осуществляться в рамках деятельности Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям. Члены рабочей группы в индивидуальном порядке будут оценивать программы по установленным критериям, по итогам экспертизы будет сформирован их предварительный рейтинг, который будет рассматриваться на заседании рабочей группы. Также предусматривается «защита» программ заявителями на заседаниях рабочей группы.

В: До 20 апреля 2012 г. необходимо подать заявку, возможно ли увеличение лимита времени?
О: Сроки действительно сжатые и увеличивать их мы не планируем. В этих условиях преимущество получат те кластеры, которые находятся в более высокой степени готовности, которые еще до объявления конкурса прошли определенный путь с точки зрения организационного развития, разработки стратегии и проработки проектов, направленных на развитие кластера.

В: Возможно ли будет дорабатывать программу после того, как она будет представлена в министерство к 20 апреля?
О: 20 апреля — это все-таки окончательный срок, мы ставим точку. После этого предложения и корректировки приниматься не будут. Другое дело, что, если какие-то цифры необходимо поправить, если ошибка, опечатка, то мы дадим такую возможность. Но в целом работа 20 апреля заканчивается с точки зрения подачи программ на конкурс. При этом программа развития кластера, как и любой другой стратегический программный документ может и должна корректироваться в период после разработки. Очевидно, можно продолжать ее корректировать и уточнять, но это уже вне рамок данного конкурса.

В: Могут ли претендовать на включение в перечень кластеры, участники которых не осуществляют инновационную деятельность в больших объемах (производственные и логистические кластеры и др.)?
  О: В деятельности кластера должна быть в достаточной степени представлена инновационная — научная и образовательная составляющая. Это нашло отражение в критериях конкурсного отбора. Это не означает, что другие кластеры не должны развиваться, в том числе при поддержке государства. Просто в рамках данной инициативы по формированию перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров основной целью является выявление и поддержка кластеров, обладающих большим инновационным потенциалом.

В: Могут ли претендовать на включение в перечень кластеры, в состав участников которых не входят крупные компании с оборотом более 1 млрд руб. в год?
  О: Могут. Но по данному критерию они получат относительно более низкую оценку.

В: Могут ли претендовать на включение в перечень кластеры, в состав участников которых не входят вузы и научные организации?
  О: С учетом ориентации на поддержку инновационных кластеров присутствие вузов и научных организаций крайне в составе участников кластера крайне желательно. Без этого шансы кластера попасть в перечень пилотных очевидно невелики.

В: На что делать больший упор при подаче заявки: на оборот предприятий-участников кластера или на объемы затрат на исследования и разработки?
  О: И на то, и на другое желательно делать упор. То есть, если оборот участников кластера маленький, а затраты на исследования и разработки велики, это свидетельствует о недостаточном масштабе развития бизнеса на его территории. Если, наоборот, большой оборот, но маленькие затраты на исследования и разработки, то это свидетельствует о том, что кластер низкотехнологичный и не очень понятно, за счет чего он будет поддерживать конкурентоспособен. Поэтому и те, и другие показатели важны.

В: Должны ли участники кластера софинансировать реализацию мероприятий по всем направлениям развития кластера или они могут ограничиться только теми направлениями, в реализации которых они в наибольшей степени заинтересованы?
  О: Безусловно, каждый участник кластера может сосредоточить свой вклад только на тех направлениях, которые конкретно его интересуют, потому что, если у них все хорошо, например, с дорожной инфраструктурой, если ее особо развивать не надо, значит, можно дополнительные средства на дорожную инфраструктуру не выделять. Вопрос в том, чтобы по основным направлениям, которые важны с точки зрения закрытия «узких мест», были сформированы источники финансирования. Некоторые из проектов могут предполагать стопроцентное финансирование из федерального бюджета.

В: Какова роль областной администрации в создании и развитии кластера?
  О: Администрация субъекта — это участник кластера, который формирует благоприятные условия для его развития. Это инфраструктура, это инвестиционный климат, это финансовая поддержка, это поддержка по линии учреждений, подведомственных областной администрации, в том числе образовательных учреждений, это поддержка по линии содействия развитию малого и среднего бизнеса и так далее.

В: Предусматриваются ли какие-либо меры государственной поддержки развития кластеров, программы развития которых будут включены в перечень? Какие льготы будут иметь участники и резиденты кластера?
О: До конца апреля Минэкономразвития России с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и институтами развития должно представить в правительство предложения по осуществлению мер государственной поддержки развития территориальных кластеров при реализации государственных программ РФ, по привлечению институтов развития к финансированию проектов развития производственной и жилищной инфраструктуры территориальных кластеров, а также по поддержке инновационной деятельности и развитии инновационной инфраструктуры территориальных кластеров, в том числе — в рамках реализации программ инновационного развития компаний с государственным участием.
В частности, речь может идти о ФЦП развития транспортной инфраструктуры, об инвестиционных программах ОАО «ФСК», ОАО «Холдинг МРСК», ОАО «РЖД», о финансировании по линии ВЭБ, Инвестиционного фонда Российской Федерации, а также институтов развития, которые содействуют жилищному строительству — ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ», ГК «Фонд содействия жилищному строительству», ОАО «АИЖК».
Отдельный упор предполагается сделать на поддержку кластеров институтами развития в сфере инноваций, такими как Роснано, ОАО «РВК», Российский фонд технологического развития, Фонд содействия развитию малым формам предприятий в научно-технической сфере. Предполагается, что благодаря партнерству с этими институтами развития, в рамках кластеров удастся сформировать своего рода «инновационный лифт», который будет содействовать коммерциализации технологии и их трансферу от идеи до выпуска конечной продукции.
Также будут подготовлены предложения о распространении на территории базирования территориальных кластеров части механизмов поддержки, которые законодательно предусмотрены для проекта «Сколково», включая предоставление налоговых льгот и особенностей регулирования.
Еще одно направление нашей работы в ближайший месяц — это подготовка с участием Фонда «Сколково» и заинтересованных субъектов Российской Федерации предложений о содействии размещению на территории инновационных кластеров исследовательских и инжиниринговых центров зарубежных компаний, а также по стимулированию трансфера и локализации зарубежных технологий производства инновационной продукции в рамках применения встречных требований при заключении внешнеэкономических сделок. Они также должны быть рассмотрены правительством.
Также прорабатывается вопрос о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на поддержку реализации пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров. В рамках этой инициативы мы предлагаем направлять ежегодно средства в объеме до 5 млрд рублей, начиная с 2013 года, в течении 5 лет. С учетом того, что предполагается отобрать ориентировочно 10 кластеров, средний объем софинансирования из средств федерального бюджета составит около 500 млн рублей в год.
Предполагается, что субсидии будут иметь целевой характер. Мы предлагаем не ограничивать кластеры с точки зрения возможных направлений расходования средств. Сейчас предлагается направлять их на реализацию мероприятий по развитию транспортной, энергетической, инженерной, жилищной, инновационной, образовательной, социальной инфраструктуры, включая материально-техническую базу здравоохранения, культуры и спорта, а также на выполнение работ и проектов в сфере исследований и разработок, осуществления инновационной деятельности, подготовки и повышения квалификации кадров и реализацию других мероприятий в целях повышения конкурентоспособности организаций-участников кластера и повышения качества жизни на территории базирования кластера.
  Предполагается, что для получения этих средств кластеры, чьи программы развития были отобраны в перечень, подготовят и представят в Минэкономразвития России отдельные конкурсные заявки. По сути одна такая заявка будет представлять из себя совокупность увязанных друг с другом проектов, направленных на реализацию программы развития кластера. Эти проекты будут выделены из общего портфеля проектов, которые планируется реализовать для выполнения программы, по признаку целесообразности софинансирования их реализации из средств федерального и регионального бюджетов в рамках выделяемой субсидии.

В: Кто будет отчитываться об использовании средств субсидии?
О: Субъект Российской Федерации. Он получил субсидию, он будет отчитываться перед Счетной палатой за использование средств. В целом, о реализации проекта развития инновационного кластера также будут отчитываться органы управления кластера: совет кластера, некоммерческое партнерство, управляющая компания — в соответствии с определенной компетенцией.
С полным перечнем вопросов и ответов о конкурсном отборе программ развития инновационных территориальных кластеров можно ознакомиться на официальном сайте Минэкономразвития РФ.

Сайт Минэкономразвития РФ